Тетерина Т.Н.
|
|
В 1998–1999 гг. кафедрой библиотековедения и библиосоциальной работы Алтайского государственного института искусств и культуры (АГИИК) совместно с Алтайской краевой научной универсальной библиотекой им. В. Я. Шишкова (АКУНБ) было проведено комплексное эмпирическое социологическое исследование «Состояние и перспективы библиосоциальной работы в сельской местности Алтайского края». АКУНБ – региональный методический центр. Потенциал этой библиотеки во многом превосходит потенциал региона и позволяет характеризовать ее как центр разработки социальных технологий библиотечного дела. Благодаря этому исследованию планируется ввести в качестве новых жизненных сил локального библиотечного социума инновационную модель самого распространенного типа библиотек – публичной, при универсальном подборе фондов и социально открытой системы обслуживания. Таковой должна стать библиосоциальная профилизация деятельности. Библиосоциальная модель предусматривает расширение внешнесистемных связей библиотеки с другими социальными институтами и учреждениями, в том числе с институтами власти. Особенность этих контактов на современном этапе связана с активной позицией институтов культуры и пассивной – властей. Развитие внешних связей локальных библиотек, к сожалению, ведется без достаточно емких профессиональных ресурсов. Последние годы свидетельствуют о стагнации в комплектовании, сокращении числа учреждений, свертывании профессионального сервиса. Активно выражается социальная востребованность библиотек. Библиотека, модифицируя свои функции, пытается актуализировать возможности социального института культуры как центра духовного общения. Все перечисленные взаимосвязанные факторы определяют современный социальный профиль библиотеки и позволяют зафиксировать следующие особенности функционирования локальных региональных систем. В Алтайском крае социальная работа библиотек признана одним из перспективных направлений развития профессионального пространства, хотя эта сфера деятельности не получила распространения среди всех публичных библиотек края. К числу пытающихся ее освоить принадлежит небольшое количество библиотек – новаторов. Сфера социальной деятельности библиотек включает широкий круг направлений: - дифференцированное обслуживание адресных групп пользователей: пенсионеров (вечера отдыха, воспоминания, фронтовые гостиные, громкие чтения, обсуждения прочитанного, клубы для пожилых, чествование юбилеев, книгоношество, выдача книг с платного абонемента и др.), инвалидов (массовые мероприятия, выполнение индивидуальных заявок, выделение в библиотеках уголков отдыха, организация службы «Милосердие»), безработных (справочно-консультативная помощь, выставки на тему прав, справок по трудоустройству, тематическая подборка документов, создание клубов по интересам) и др.; - превентивная работа по профилактике преступности, наркомании, СПИДа среди молодежи (мероприятия для подростков и их родителей); - создание специализированных профилированных библиотек-филиалов: библиотека семейного чтения, библиотека-информационный центр, библиотека-центр общения и досуга, историческая библиотека, библиотека в помощь освоению литературы, библиотека «Здоровье», библиотека-краеведческий центр; - организация тематических циклов мероприятий по краеведению, посвященных знаменательным датам (к 200-летию А.С. Пушкина, 70-летию В.М. Шукшина, юбилею городов и сел Алтайского края); - взаимодействие со СМИ с целью рекламы библиотеки и ее услуг, создания положительного имиджа в обществе (радио и телепередачи о библиотеке, информация в печатных СМИ, обзоры поступлений и т.п.); - связи с общественностью (формирование групп добровольных помощников, широкое празднование дня библиотекаря, отчеты о деятельности библиотек в СМИ, контакты с администрацией и руководителями хозяйств, комитетами по культуре, экологии, акции «Ищем спонсора», «Книги в дар библиотеке», «Дарение», персонификация меценатов, благодарность через СМИ, выставки «Полка мецената библиотеки», информация о дарителях на библиотечных информационных стендах); Основой востребованности библиосоциальной работы в обществе являются, с одной стороны государственный характер библиотечного дела (декларируемая общедоступность, бесплатность, система библиотечного обслуживания по территориальному принципу), с другой, – социальные мифы: «наша страна – самая читающая страна в мире», «книгу в каждую семью» и т.д. После разрушения традиционных связей в библиотечном пространстве, развенчания стереотипов положительный имидж библиотеки в обществе сохранился. Установка на то, что делается в библиотеке – это «хорошо», является залогом успешности развития социального контакта. В условиях деидеологизации общества значимость библиосоциального взаимодействия обусловлена необходимостью духовного единства нации, снятия социальной напряженности. Базой для успешного осуществления библиосоциальной работы должны стать библиотекари, обладающие широкой гуманитарной подготовкой, клиенты и читатели (читатель может выступать одновременно и клиентом), а также концепция ядра библиотечного фонда, как единство лучшего в генотипе эпохи, страны, народа. Анализ полученных данных позволил создать двухуровневую модель библиосоциальной работы: реальную (отражает практику работы библиотек) и идеальную (прогнозирует перспективы функционирования библиотечного пространства). Реальная модель библиосоциальной работы в крае осуществлена, несмотря на низкие материальные возможности ее воплощения, востребована реальными клиентами социальной работы и имеет исключительное значение в силу доступности для жителя провинции. Идеальная модель заставляет прогнозировать и осуществлять программу контактов с независимыми учреждениями в целях снижения социальной напряженности, поднятия статуса социального направления деятельности библиотек, полноценного существования библиотек в мире компьютерных технологий. Современный этап развития библиосоциальной работы определяет ее содержание кругом проблем адаптации в кризисных условиях. В перспективе возможно равноправное партнерство с учреждениями социального контакта. Для успеха библиосоциальной работы требуется разработка концепции социальной деятельности библиотек. |